На снижении облигаций самых надежных европейских эмитентов можно будет заработать столько же, сколько на крахе subprime bonds в США в 2008 году

Крупнейший за 30 лет пузырь на рынке облигаций сложно не заметить — достаточно взглянуть на почти нулевую доходность американских казначейских обязательств (UST-bills) различных сроков погашения, а особенно 10- и 30-летних. После финансового кризиса инвесторы, в том числе пенсионные фонды, казначейства КНР, Японии и сырьевых стран вроде России ежегодно покупают обязательства правительства США на сотни миллиардов долларов.

Чтобы не класть яйца в одну долларовую корзину, инвесторы покупают облигации Германии — как краткосрочные, с погашением через год-два, так и 10-летние «бундесы» (Bunds).

Германия — единственная в мире альтернатива США с точки зрения надежности финансовой системы. Другие страны с высокими кредитными рейтингами или слишком малы для того, чтобы принять деньги всех желающих (Швейцария, Финляндия), или уже начали терять рейтинги (Франция).

Ситуация вокруг новых выпусков германских облигаций настораживает: если доходность при размещении 30-и 10-летних «бундесов» относительно стабильна (около 2,8% и 1,4% соответственно), то доходность краткосрочных уходит в минус (хоть и на десятые доли процента). То же самое происходит в Японии уже более десяти лет.

В 2012 году доходность даже трехмесячных UST-bills становилась отрицательной. Хотя это и противоречит самому духу американской финансовой системы, предполагающей платность всего, а особенно денег. Еще в начале реформ президента Рональда Рейгана 10-летние UST-Bills давали свыше 12%, что отражало, в общем-то, плачевное состояние экономики и высокую инфляцию. В Германии 4–5% были нормой в течение многих лет.

Вложив в 2000 году средства в семи- или 10-летние облигации трех крупнейших развитых экономик мира — США, Германии и Японии, инвестор гарантированно заработал. Рост цен на бонды произошел везде благодаря сочетанию политической нестабильности в мире (после теракта 11 сентября 2001 года) с растущим избытком ликвидности, ставшей главным инструментом решения экономических проблем для США и ЕС.

А вот с начала 2012 года картина безрадостная: у американских госбумаг доход невысокий (и то только за счет роста цен на бонды), у германских — в долларах и вовсе отрицательный из-за падения курса евро к американской валюте.

Но инвесторы продолжат вкладываться в «бундесы». Относительно хорошее состояние экономики Германии делает «бундесы» последним убежищем для тех, кто должен размещать значительную часть активов в евро. Более того, для крупных инвесторов германские гособлигации предпочтительнее золота, которое может серьезно упасть в цене, когда начнут расти ставки. А рынок драгметаллов намного меньше, чем рынок бондов крупнейшей европейской экономики, поэтому «провалиться» золото может за считаные дни.

Как заработать на «бундесах» с отрицательной доходностью? Если инвестор уверен, что разворот рынка начался, бумаги можно продать без покрытия, то есть взяв их в долг. Это обойдется в 1,4–1,5%, которые придется платить. Но если цены упадут и доходность вырастет даже, например, до 2,5%, то маржа операции окажется весьма приличной — более 9%.

Обычно на продолжительном росте облигаций зарабатывают все консервативные инвесторы, а очень много — только самые грамотные. На падении, тем более на большом циклическом падении, все консервативные инвесторы проигрывают, а грамотные — и при этом смелые — зарабатывают огромные состояния. И не нужно думать, что на снижении облигаций самых надежных европейских эмитентов нельзя будет заработать столько же, сколько на крахе subprime bonds в США в 2008 году. В течение следующих года-двух мы узнаем имена новых героев рынка.